Выдержка в фотографии

Выдержка – промежуток времени в течение которого свет воздействует на фоточувствительный материал (на матрицу в цифровых камерах). Выдержка определяется по времени экспонирования – временным промежутком в течении которого был открыт затвор. Выдержка один из основных параметров фотографии совместно с диафрагмой, определяющий итоговую экспозицию снимка.
article32____1.jpg

Время экспонирования, чаще всего, измеряется в долях секунды и обозначается 1/200, 1/60, 1/30 сек. .
В большинстве камер для удобства указывается только нижняя часть дроби как например 200, 60, 30, а выдержку длиной от секунды и более обозначают с индексом “ , например 1” – 1 секунда, 2”, 4”. Применительно к пленочной фотографии, выдержка может быть сколь угодно долгой, но редко превышает 15 – 30 сек.

Для большей наглядности приведем пример из повседневной жизни.

Знакомая всем процедура наполнения стакана водой из под крана. Наша цель наполнить стакан водой – получить правильно экспонированную фотографию. Когда на улице солнечный день, освещение избыточно – кран открыт до упора, наполнить стакан можно за мгновение, чуть промедлишь и она перельется через карай («переэкспозиция»). Поздно вечером, когда сумрак опускается на землю, кран с водой перекрывают и жидкость сочится тонкой струйкой. Теперь что бы наполнить стакан придется подержать стакан под краном несколько секунд  а может и дольше.
Ниже приведен пример съемки при недостаточном освещении.

article32____14.jpg Чем дольше выдержка тем полнее стакан.

Выдержка и смазывание изображения.

От выдержки напрямую зависит каким получится  изображение на фотографии.

Рассмотрим как будет меняться изображение при увеличении времени выдержки.

article32____2.jpg

Смазанность проявляется  том что, все изображение выглядит мутным, движущимся, нельзя разобрать мелких деталей фотографии. Чем короче выдержка тем меньше вероятность смазывания при съемке.
Рассмотрим съемочные ситуации и выдержку для них.
Съемка с рук.

Руки как и сам человек не могут долго сохранять полную неподвижность. По этому на выдержке длиннее 1/50 сек, это колебание почти наверняка приведет к «смазаности» фотографии. Избежать этого можно двумя способами короткая выдержка (1/120 сек и короче), либо съемка со штатива. В случае недостаточного освещения и съемки с рук, вместо увеличения времени выдержки необходимо либо увеличить чувствительность фотоматериала (ISO матрицы, в цифровой фотографии), или же уменьшить диафрагменное число.

article32____16.jpg Только съемка со штатива дает четкую фотографию на такой длинной выдержке.

При съемке с рук правильная поза фотографа так же помогает зафиксировать камеру, увеличивая количество четких снимков. В этой позе фотоаппарат держится двумя рукам, правой за корпус, левой за объектив, локти прижаты к бокам, видоискатель плотно прижат к лицу, Левая нога выставлена чуть вперед, правая чуть назад. Проводить съемку прижав камеру к стене или положив на опору то же эффективно.

Выдержка при съемке со студийными импульсными светильниками.

Существуют два остновных типа студийного освещения.
Первый импульсное – аналог вспышка на фотоаппарате, кратковременно излучается мощный импульс света. Съемка при таком освещении требует дополнительной синхронизации камеры и вспышки, а так же требует выдержку 1/200 сек. или длиннее (зависит от модели камеры). При более короткой выдержке кадр может быть частично перекрыт шторками затвора.
Второй тип освещения постоянное, то при котором светильник работает все время съемки, аналогом может любой бытовой светильник например настольная лампа. В отличие от импульсного, при съемке с постоянным светом синхронизации светильника и камеры не требуется, выдержка обычно продолжительнее 1/120 сек.. Так же съемка с постоянным студийным светом и длинной выдержкой хорошо подходит для предметной съемки, в силу неподвижности объектов съемки.

Смазывание и фокусное расстояние.

Чем больше фокусное расстояние и чем длиннее выдержка тем выше вероятность получить «смазанную» фотографию при съемке с рук.

Короткая выдержка – от 1/120 и короче, применяется в условиях хорошего освещения, например солнечным днем. Позволяет фотографировать с рук почти без риска смазывания. Однако слишком резкое движение будет проблематично поймать даже на такой короткой выдержке как 1/1000 сек.. Например фотографируя пейзаж из окна машины движущейся с скоростью 80 км/час, при самой короткой выдержке, фотография будет чуть смазана по направлению движения.

article32____6.jpg Короткая выдержка меняет внешний вид воды фонтана.

Смазывание от направления движения. Например переходя через улицу пешеходы движущиеся на вас будут смазываться меньше, проезжающие мимо (перпендикулярно камере) будут смазаны намного сильнее.

article32____4.jpg Неподвижные машины на светофоре четкие, даже на длинной выдержке.

Независимо от выдержки съемка с неподвижной камеры (со штатива) обеспечит больше четких снимков, чем съемка с рук.

Длинная выдержка – от 1/20 и длиннее применяется при съемке в условиях плохого освещения (например в вечернее или ночное время), а так же  для создания художественных эффектов таких как движение, убрать подвижные объекты, метода светового пера, мультиэкспозиции и д.р..
[Пример с лестницей с посекундной разбивкой, и размытыми элементами]

article32____5.jpg С увеличением времени выдержки подвижные фигуры исчезают.

article32____15.jpg Съемка салютов требует длинной выдержки/

Съемке на длинной выдержке, рекомендуется проводить установив камеру на штатив или другую неподвижную опору.

Некоторые примеры фотографий на длинной выдержке.

article32____7.jpg article32____8.jpg article32____9.jpg article32____10.jpg article32____11.jpg article32____12.jpg article32____13.jpg

Понимание влияния выдержки на конечный снимок, необходимо любому человеку планирующему серьёзно изучать фотографию.

Зпись была опубликована в Вторник, Август 18th, 2009 в 10:00 в разделе Статьи . Вы можете получать все ответы на данную статью по RSS 2.0 каналу. Вы можете оставить комментарий, или уведомление (trackback) на своем сайте.

14 Ответов к “Выдержка в фотографии”

  1. 42 on Сентябрь 10th, 2009 at 10:50

    Все объяснено очень доступно и доходчивым языком.
    Большое спасибо. Интересный сайт.

  2. Sas on Сентябрь 15th, 2009 at 12:34

    “В случае когда освещение недостаточного освещения, для увеличения выдержки(!) необходимо увеличить чувствительность фотоматериала (ISO матрицы в цифровой фотографии), или же уменьшить диафрагменное число.”

    По-моему тут ошибочка! Здесь имеется в виду “для уменьшения выдержки”, а не для увеличения.

  3. admin on Сентябрь 26th, 2009 at 14:41

    Спасибо за комментарий. Действительно в текст вкралась опечатка.

  4. viktor on Май 6th, 2010 at 07:43

    Спасибо! Интересно, доступно и самое главное - наглядно.

  5. Sheila on Октябрь 17th, 2010 at 17:51

    Спасибо, в закладки)))

  6. Daria on Ноябрь 13th, 2010 at 17:03

    Да конечно…девушка нашла на чём разлечься…
    (4 фотография сверху)

  7. Aleksandr Reznik on Декабрь 28th, 2010 at 02:44

    Отличная статья, особенно понравились наглядные иллюстрации.

    P.S.
    Я своим студентам для характеризации выдержки рекомендую использовать слова короткая/длинная, а не большая/маленькая или увеличеная/уменьшеная. Даже если пишешь “увеличеное время выдержки” всё равно как-то не очень.

    Наверное потому, что выдержка, например, 1/2000 выглядит и большой и увеличеной из-за большого числа в знаменателе, но рально то она короткая, “маленькая”, “уменьшеная”

  8. Аля on Февраль 2nd, 2011 at 14:23

    А выдержка применяется только в съемке зеркальными фотоаппаратами? Что для обычных цифровых мыльниц?

  9. admin on Февраль 22nd, 2011 at 17:41

    Выдержка актуальна как для любых фотоаппаратов. С тем лишь отличием что в “мыльницах” как правило нет механического затвора, а время выдержки это время снятия сигнала с матрицы. На снимках же будут все те же эффекты присущие короткой и длинной выдержкам.

  10. Илья on Август 1st, 2011 at 10:26

    Очень хорошая статья! Все понятно изложено и с картинками)))

  11. VedyNN on Август 8th, 2011 at 11:02

    Спасибо за статью но вот вопрос ?

    На второй фотографии изображена девушка(http://simkov.ru/wordpress/wp-content/gallery/cache/1457__500×500_article32____3.jpg) которая лежит на памятнике погибшим солдатам в ВОВ ? Вы считаете это нормально ? Недавно был в Калининграде так там предприимчивые люди на берегу моря рядом с искусственным озерцом(образовалось из-за добычи янтаря) построили пивнушку и устроили прокат баги и т.д. и их тоже не сильно напрягает то что за их пивнушкой в 50 метрах стоит памятник погибшим в этом месте людям или если быть точным то 4000 тыс пленных узников концлагеря расстреляных на этом самом берегу…
    Так и это фото … не спорю красиво но не на памятнике погибшим…

  12. admin on Август 18th, 2011 at 23:17

    Справедливый комментарий. Иллюстрацию заменил.

  13. Яна on Октябрь 21st, 2011 at 16:50

    Огромное спасибо!

  14. Андрей on Март 12th, 2013 at 21:27

    Да, с помощью света можно делать удивительные вещи)

Оставить сообщение