Выдержка – промежуток времени в течение которого свет воздействует на фоточувствительный материал (на матрицу в цифровых камерах). Выдержка определяется по времени экспонирования – временным промежутком в течении которого был открыт затвор. Выдержка один из основных параметров фотографии совместно с диафрагмой, определяющий итоговую экспозицию снимка.
Время экспонирования, чаще всего, измеряется в долях секунды и обозначается 1/200, 1/60, 1/30 сек. .
В большинстве камер для удобства указывается только нижняя часть дроби как например 200, 60, 30, а выдержку длиной от секунды и более обозначают с индексом “ , например 1” – 1 секунда, 2”, 4”. Применительно к пленочной фотографии, выдержка может быть сколь угодно долгой, но редко превышает 15 – 30 сек.
Для большей наглядности приведем пример из повседневной жизни.
Знакомая всем процедура наполнения стакана водой из под крана. Наша цель наполнить стакан водой – получить правильно экспонированную фотографию. Когда на улице солнечный день, освещение избыточно – кран открыт до упора, наполнить стакан можно за мгновение, чуть промедлишь и она перельется через карай («переэкспозиция»). Поздно вечером, когда сумрак опускается на землю, кран с водой перекрывают и жидкость сочится тонкой струйкой. Теперь что бы наполнить стакан придется подержать стакан под краном несколько секунд а может и дольше.
Ниже приведен пример съемки при недостаточном освещении.
Чем дольше выдержка тем полнее стакан.
Выдержка и смазывание изображения.
От выдержки напрямую зависит каким получится изображение на фотографии.
Рассмотрим как будет меняться изображение при увеличении времени выдержки.
Смазанность проявляется том что, все изображение выглядит мутным, движущимся, нельзя разобрать мелких деталей фотографии. Чем короче выдержка тем меньше вероятность смазывания при съемке.
Рассмотрим съемочные ситуации и выдержку для них.
Съемка с рук.
Руки как и сам человек не могут долго сохранять полную неподвижность. По этому на выдержке длиннее 1/50 сек, это колебание почти наверняка приведет к «смазаности» фотографии. Избежать этого можно двумя способами короткая выдержка (1/120 сек и короче), либо съемка со штатива. В случае недостаточного освещения и съемки с рук, вместо увеличения времени выдержки необходимо либо увеличить чувствительность фотоматериала (ISO матрицы, в цифровой фотографии), или же уменьшить диафрагменное число.
Только съемка со штатива дает четкую фотографию на такой длинной выдержке.
При съемке с рук правильная поза фотографа так же помогает зафиксировать камеру, увеличивая количество четких снимков. В этой позе фотоаппарат держится двумя рукам, правой за корпус, левой за объектив, локти прижаты к бокам, видоискатель плотно прижат к лицу, Левая нога выставлена чуть вперед, правая чуть назад. Проводить съемку прижав камеру к стене или положив на опору то же эффективно.
Выдержка при съемке со студийными импульсными светильниками.
Существуют два остновных типа студийного освещения.
Первый импульсное – аналог вспышка на фотоаппарате, кратковременно излучается мощный импульс света. Съемка при таком освещении требует дополнительной синхронизации камеры и вспышки, а так же требует выдержку 1/200 сек. или длиннее (зависит от модели камеры). При более короткой выдержке кадр может быть частично перекрыт шторками затвора.
Второй тип освещения постоянное, то при котором светильник работает все время съемки, аналогом может любой бытовой светильник например настольная лампа. В отличие от импульсного, при съемке с постоянным светом синхронизации светильника и камеры не требуется, выдержка обычно продолжительнее 1/120 сек.. Так же съемка с постоянным студийным светом и длинной выдержкой хорошо подходит для предметной съемки, в силу неподвижности объектов съемки.
Смазывание и фокусное расстояние.
Чем больше фокусное расстояние и чем длиннее выдержка тем выше вероятность получить «смазанную» фотографию при съемке с рук.
Короткая выдержка – от 1/120 и короче, применяется в условиях хорошего освещения, например солнечным днем. Позволяет фотографировать с рук почти без риска смазывания. Однако слишком резкое движение будет проблематично поймать даже на такой короткой выдержке как 1/1000 сек.. Например фотографируя пейзаж из окна машины движущейся с скоростью 80 км/час, при самой короткой выдержке, фотография будет чуть смазана по направлению движения.
Короткая выдержка меняет внешний вид воды фонтана.
Смазывание от направления движения. Например переходя через улицу пешеходы движущиеся на вас будут смазываться меньше, проезжающие мимо (перпендикулярно камере) будут смазаны намного сильнее.
Неподвижные машины на светофоре четкие, даже на длинной выдержке.
Независимо от выдержки съемка с неподвижной камеры (со штатива) обеспечит больше четких снимков, чем съемка с рук.
Длинная выдержка – от 1/20 и длиннее применяется при съемке в условиях плохого освещения (например в вечернее или ночное время), а так же для создания художественных эффектов таких как движение, убрать подвижные объекты, метода светового пера, мультиэкспозиции и д.р..
[Пример с лестницей с посекундной разбивкой, и размытыми элементами]
С увеличением времени выдержки подвижные фигуры исчезают.
Съемка салютов требует длинной выдержки/
Съемке на длинной выдержке, рекомендуется проводить установив камеру на штатив или другую неподвижную опору.
Некоторые примеры фотографий на длинной выдержке.
Понимание влияния выдержки на конечный снимок, необходимо любому человеку планирующему серьёзно изучать фотографию.
13 Comments
42 · 10.09.2009 в 10:50 дп
Все объяснено очень доступно и доходчивым языком.
Большое спасибо. Интересный сайт.
Sas · 15.09.2009 в 12:34 пп
“В случае когда освещение недостаточного освещения, для увеличения выдержки(!) необходимо увеличить чувствительность фотоматериала (ISO матрицы в цифровой фотографии), или же уменьшить диафрагменное число.”
По-моему тут ошибочка! Здесь имеется в виду “для уменьшения выдержки”, а не для увеличения.
admin · 26.09.2009 в 2:41 пп
Спасибо за комментарий. Действительно в текст вкралась опечатка.
viktor · 06.05.2010 в 7:43 дп
Спасибо! Интересно, доступно и самое главное – наглядно.
Sheila · 17.10.2010 в 5:51 пп
Спасибо, в закладки)))
Daria · 13.11.2010 в 5:03 пп
Да конечно…девушка нашла на чём разлечься…
(4 фотография сверху)
Aleksandr Reznik · 28.12.2010 в 2:44 дп
Отличная статья, особенно понравились наглядные иллюстрации.
P.S.
Я своим студентам для характеризации выдержки рекомендую использовать слова короткая/длинная, а не большая/маленькая или увеличеная/уменьшеная. Даже если пишешь “увеличеное время выдержки” всё равно как-то не очень.
Наверное потому, что выдержка, например, 1/2000 выглядит и большой и увеличеной из-за большого числа в знаменателе, но рально то она короткая, “маленькая”, “уменьшеная”
Аля · 02.02.2011 в 2:23 пп
А выдержка применяется только в съемке зеркальными фотоаппаратами? Что для обычных цифровых мыльниц?
admin · 22.02.2011 в 5:41 пп
Выдержка актуальна как для любых фотоаппаратов. С тем лишь отличием что в “мыльницах” как правило нет механического затвора, а время выдержки это время снятия сигнала с матрицы. На снимках же будут все те же эффекты присущие короткой и длинной выдержкам.
Илья · 01.08.2011 в 10:26 дп
Очень хорошая статья! Все понятно изложено и с картинками)))
VedyNN · 08.08.2011 в 11:02 дп
Спасибо за статью но вот вопрос ?
На второй фотографии изображена девушка(http://simkov.ru/wordpress/wp-content/gallery/cache/1457__500x500_article32____3.jpg) которая лежит на памятнике погибшим солдатам в ВОВ ? Вы считаете это нормально ? Недавно был в Калининграде так там предприимчивые люди на берегу моря рядом с искусственным озерцом(образовалось из-за добычи янтаря) построили пивнушку и устроили прокат баги и т.д. и их тоже не сильно напрягает то что за их пивнушкой в 50 метрах стоит памятник погибшим в этом месте людям или если быть точным то 4000 тыс пленных узников концлагеря расстреляных на этом самом берегу…
Так и это фото … не спорю красиво но не на памятнике погибшим…
admin · 18.08.2011 в 11:17 пп
Справедливый комментарий. Иллюстрацию заменил.
Яна · 21.10.2011 в 4:50 пп
Огромное спасибо!