Работа в фотостудии позволяет управлять светом, а следовательно и получаемым на фотографии изображением. Один из способов управления светом – специальные насадки на вспышки. О них и пойдет речь в этой статье.
Для иллюстраций, мы использовали импульсный студийный свет. Во всех примерах светильник располагается на одном и том же расстоянии от серого фона. Это поможет лучше оценить эффект получаемый от каждой насадки, и распределение тени. Современные производители студийного освещения, предлагают большое количество приспособлений для управления светом вспышки. Рассмотрим основные типы.
Рефлектор входит в комплект большинства продаваемых вспышек. Он представляет собой глубокую тарелку без дна, с отражающим внутренним покрытием.
Рефлектор обычно крепится непосредственно к корпусу, с помощью специальных пазов. Эта насадка позволяет сформировать направленный, управляемый пучок света. Свет направленный, рельефный, тени резкие. При этом, при достаточном удалении вспышки от объекта съемки источник света превращается в точечный.
Попробуем без рефлектора.
Отсутствие насадки привело к катастрофическому результату – свет равномерно освещает все пространство вокруг, следовательно, говорить об управлении светом и тенью, нельзя. Так же заметим что в этой ситуации интенсивность освещения с расстоянием значительно падает, т.е. на удалении в более чем 3-5 м вспышка может не осветить обьект сьемки.
Cофт-бокс – одна из наиболее популярных насадок . В данном примере прямоугольной формы. Софт-бокс называется в зависимости от его формы, восьмиугольная – октобоксом, прямоугольная с длиной намного больше ширины – стрип панелью и просто квадратный и прямоугольный софт бокс. Различаются по типу покрытия внутренней поверхности, серебристая и белая. И разумеется по размеру софт-бокса, чем он больше тем значительнее размер источника освещения на снимке, и мягче свет.
Уберем брать переднюю стенку (диффузор).
Без диффузора, свет будет отражаться от внутренних стенок софт-бокса. Он станет более жестким, но останется управляемым.
Сотовая насадка – превращает световой поток вспышки в направеленный пучок. Как правило она имеет форму круга небольшого диаметра с расположенными в нем сотовыми ячейками. Реже такая насадка может быть квадратной или прямоугольной формы и иметь значительную площаль. Принцип действия этой конструкции, основан на отсекании всех световых волн кроме, идущих перпендикулярно сотовой решетки.
Получаемый таким образом направленный свет, создает контрастное освещение с резкими тенями. Благодаря малому диаметру светового потока может применяться для подсвечивания отдельных элементов фона и моделей, изолированно от других источников освещения.
Тубусная насадка – продолжает тему направленного света. Благодаря своей форме световой поток еще более узконаправленный чем с сотовой насадкой. Световое пятно при этом еще уже. Такая насадка так же часто применяется для подсветки элементов сцены (например лица), а так же при предметной съемке.
Фото зонт является простым, компактным и недорогим средством изменить свет от вспышки. Зонты бывают просветными (рассеивающими) и отражающими. Отражающие зонты так же могут комплектоваться дополнительным диффузором, превращающим его в подобие софт-бокса . Основной характеристикой зонта помимо типа является диаметр (от 30 см до 2 м). Как правило все фотографические зонты имеют универсальное крепление, подходящее для большинства вспышек.
Ниже распространненые модели зонтов и их эффекты.
Как правило зонты увеличивают размер источника освещения, и смягчают свет.
Шторки (barn doors) – менее распространенная, но так же интересная насадка . Установленные на вспышку представляют собой четыре т.н. дверцы которые можно открывать и закрывать независимо друг от друга. Это позволяет влиять на световой поток вспышки, меняя его форму и интенсивность. Ниже пример.
Фильтры так же могут устанавливаться на универсальный держатель шторок. Они позволяют получать цветное освещение. Это нашло широкое применение в художественной и рекламной фотографии. Фильтры изготавливаются из прозрачного негорючего материала могут быть цветными и рассеивающими (матовые). Их можно комбинировать создавая новые оттенки или градиентные переходы в освещении.
Мы рассмотрели наиболее распространенные насадки на студийные вспышки и эффекты освещения достигаемые с их помощью. Как правило, каждый серьезный производитель осветительных приборов, имеет собственную серию насадок на них.
Постановка свет при съемке портрета, схемы освещения
Цветное освещение фона
Освещение: направленное и рассеянное
3 Comments
Shining) · 21.11.2010 в 12:44 пп
полезный ликбез в терминах. Спасибо 🙂
Strange Ali · 27.04.2011 в 6:56 пп
супер спасибо я узнала все что хотела ну почти все)
bitter · 23.07.2011 в 6:39 дп
Сегодня предстоит первый поход в студию..воспользуюсь этими знаниями))