При студийной портретной съемке, для получения наилучшего результата, чаще всего применяют, одну из распространенных схем размещения осветительных приборов .  Об этом мы расскажем в статье.

При создании данной статьи использовались материалы журнала “Советское фото”.

Портрет один из самых распространенных жанров, но часто можно заметить, что одни снимки выглядят намного лучше других. Часто объяснение этому кроется не в композиции, макияже или внешних данных модели. Впечатление от портретной фотографии, во многом зависит от того как освещен человек. Эта закономерность заставляет ответственно подходить в выбору освещения, особенно в условиях студии, когда в руках фотографа богатые возможности по управлению светом.

Прежде всего необходимо определить терминологию,
по расстановке источники делят на:

рисующий свет – свет создает основную светотеневую картину:
моделирующий или заполняющий свет – используется для смягчения теней образованных рисующим светом;
контровой свет – свет расположенный за объектом схемки, находящийся близко к опт оси обьектива, создает ореол вокруг предмета, подчеркивая его форму;
фоновый свет – освещает фон за объектом съемки, может применяться для придания снимку глубины, подчеркивания форм объекта съемки и др задач в зависимости от цели съемки.

Освещение так же определяют по виду светового потока:
направленный свет
– резкий, прямой свет, создающий заметные тени на объекте съемки, а так же блики на освещенной поверхности. Для получения света используют минимумом насадок на светильник:  рефлектор, шторки (barn door) или же рефлектор с сотовой насадкой. В представленых ниже схемах фоновый и контровой свет направленный.

рассеянный свет – мягкий, ненаправленный световой поток, создающий мягкие светлые тени и скрывающий рельефные детали объектов. Для это излучение светильника смягчают с помощью софтбоксов, фото “тарелок”(dish) и фотографических зонтов. В представленных схемах моделирующий и рисующий свет – рассеянные.

Рассмотрим несколько основных схем освещения на примере. В качестве модели для снимков в этой статье мне ассистировала Мария Козлова.

Диагонально-направленное светотеневое освещение

В этой схеме используются 4 источника освещения. Будем включать их последовательно, что бы увидеть получившееся изображение.

(Только рисующий свет)

Как мы видим человек на снимке достаточно освещен, однако фон остается темным, и левая часть тела в тени. Попробуем улучшить данный снимок.

(Рисующий и контровой свет )

Контровой свет подсветил левую сторону модели, добавив красивый блик на волосах. Портрет стал более обьемным. Обратите внимание тени от рисующего свет остались, их мы и попробуем смягчить.

(Рисующий, контровой и моделирующий свет )

Тени на лице и на одежде заметно смягчились, на куртке появился заметный блик от моделирующего света. Однако борясь с тенями не стоит забывать, что основная задача смягчать, а не уничтожать тени т.к. они создают объём на снимке. Итак, на снимке остался только темный фон, который нужно осветить.

(Рисующий, контровой, моделирующий свет и посветка фона)

Все то же, плюс фон благодаря освещению, теперь выглядит частью фотографии.  С помощью света на фоне можно создавать интересные и разнообразные рисунки изменяя только характер и направление светильников.

Боковое освещение

Характерным для этой схемы является расположение рисующего света справа или слева от объекта съемки.  Такая схема позволяет изменить форму и объем освещаемого предмета.   Рассмотрим на примерах.

(Рисующий (слева) и контровой свет)

no images were found

На снимке хорошо освещена левая сторона модели, и подсвечены волосы. Неосвещенный фон делает изображение плоским, а тень скрывает детали одежды и лица Марии. Решить эти проблемы нам поможет моделирующий свет.

(Рисующий, контровой и моделирующий свет)

Третий светильник (моделирующий), благодаря мягкому света софтбокса, позволил не только убрать тени с правой половины модели,  но подсветить фон.

(Рисующий и моделирующий свет)

Еще один вариант, без контрового света. Отсутствие которой, делает снимок  более мягким, предпочтительный вариант в данной схеме.

Контровое освещение

В такой схеме рисующим будет являться свет расположенный за объектом съемки т.е. контровой. Как правило, здесь требуется дополнительная моделирующая подсветка затененных участков, а так же в зависимости от задачи, подсветка фона.

(Контровой свет)

Наличие одного источника направленного света, объясняет  глубокие тени справа. Фактически освещенные участки слева содержит мало деталей, из за засветки контровым светом. Освещение “рисует” профиль модели, рельефно подчеркивая контуры лица.   Добавив второй контровой светильник  справа, можно получить “светящийся силуэт” модели. Однако наша задача не только показать рельеф, но и детали объекта съемки. Добавим моделирующий свет.


(Контровой и моделирующий свет)

Моделирующий свет на снимке позволил предать форму, смягчив портрет. Заполняющий источник освещения,  так же осветил фон. Отдалив модель от фона, или сделав моделирующий свет жестче. Можно сделать фон темнее, а затем добавить световое пятно, если того требует идея снимка. Так же на портретных снимках желательно, освещать лицо в особенности глаза. Пустые черные глаза могут произвести отталкивающее впечатление.

Схемы приведенные в данной статье не исчерпывают все возможные варианты. Это лишь отправная точка на пути экспериментов с освещением. Количество, расположение и типы светильников подбираются в зависимости от задач съемки, фона, модели, а не наоборот.


13 Comments

алексей юдин · 12.11.2009 в 8:08 пп

4-ый год снимаю свадьбы на видео, фото, хочу организовать свою студию в новокуйбышевске. Часто ли берут студию в аренду почасовую? Хочу взять Olympus E3 или 30 потому что уменя объектив заказной и вспышка Olympus или лучше все же переходить на Canon. Или первое время можно повозиться с этим.

    admin · 04.12.2009 в 11:23 дп

    Вопрос очень специфический. В первую очередь, определяется наличием заказов на эту услугу. Субъективно свадьбы это больше репортажная съемка, по этому с точки зрения времени да и бюджета далеко не каждый захочет делать еще и студийную съемку. Второй вопрос помещение его аренда будет забирать деньги не зависимо от тог работает студия или нет. Не знаю как в Новокуйбышевске, но в Самаре насколько мне известно, несколько фотостудий, сдаваемых почасово и я бы не сказал что они заняты круглые сутки. Что касается камеры затруднюсь ответить. Главное уметь получать от того чем работаешь результат. При работе со студийным светом требования к камере и оптике, ниже чем при репортажке.

Дмитрий Василенко · 03.03.2010 в 12:46 пп

Познавательная статья. Спасибо!

Студент из литови · 07.05.2010 в 5:56 пп

Спасибо.очень помогли.

Павел · 26.06.2010 в 6:48 пп

Наглядно.
Хотелось бы продолжения.

Федор · 24.10.2010 в 8:46 пп

Статья была бы полезной, если бы модель на всех снимках (по крайней мере, в каждом из трех вариантов освещения) была в одной и той же позе. А так не видно влияния разных источников света. Текст же весьма внятный.
Спасибо.

Дмитрий · 16.12.2010 в 7:57 дп

Спасибо за статью.
Немного осталось непонятным такой вопрос: какие источники света дают, соответственно, рисующий, моделирующий, контровой и фоновый света?

    admin · 31.12.2010 в 5:10 пп

    Тип источника освещения не играет роли, важно его положение по отношению к фотографу и объекту съемки. Так например снимая в солнечный день спиной к солнцу (свет в лицо модели), солнце будет фронтальным источником освещения (классическая схема). Если же мы поставим модель спиной к солнцу, то схема освещения будет контровой, т.к. рисующий свет идет сзади. Правда на роль контрового, резкий свет подходит лучше чем рассеянный.

Александр Сараев · 20.12.2010 в 3:37 дп

Рад повстречать Самарских фотографов! Я Любитель, найти меня легко просто набрать в поиске Имя и Фамилию,на верней строчке. Удачи. Спасибо за труды.

Иван Шевченко · 20.01.2011 в 9:43 дп

статья интересна, но лишь для матёрого новичка. Абсолютно верное замечание Дмитрия. Начинающему фотографу еобходимо необходимо знать – какие насадки (естественно, в каком сочетании) какой свет дают, и в качестве какого их (насадки) лучше использовать. И конечно (но это практически нигде не найти) – соотношение силы импульса у разных источников. Ведь если сделать их всех одинаковыми – тут хоть какую схему делай – ни черта не выйдет. Ну либо пытатся компенсировать этот момент расстояние от источника света – но это куда сложнее (+требует зачастую довольно большого пространства) да и опыта значительного.

А вообще, сам не очень люблю снимать встудии – хоть и говорят – свет в твоих руках, он правляем. Но он какой-то неживой. И ещё совет, людям ищущим творчества в студии – попробуйте снимать используя только пилотный свет (без импульса, “вспышки”) – картинка совсем другая получается…

    admin · 22.02.2011 в 5:57 пп

    Сила импульса без проблем подбирается по нескольким пробным кадрам, даже без флешметра. А что касается что где снимать дело вкуса. Студия в первую очередь это комфортные и управляемые условия для съемки и обучения. А получив знания каждый решает где и как их применить.

Эдуард · 07.02.2011 в 1:18 пп

Доброго времени суток! Безумно полезная статья. Хотя возник вопрос, на какую высоту (выше модели, на против модели или снизу вверх ) устанавливать рисующий и моделирующий свет? И кончно интересует какую вы выставляли диафрагму и меняли ли ее? Зарание спасибо!

    admin · 22.02.2011 в 5:36 пп

    Общий принцип в том что любой светильник не должен стоять ниже точки съемки, за исключением заполняющего света или когда это является частью замысла. Т.к. в обычной жизни люди привыкли к свету идущему сверху, и свет идущий снизу может вызвать дискомфорт у зрителя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Статьи

Как обработать тысячу фотографий за несколько минут?

Когда речь идет о профессиональной фотосъемке, одна из распространённых проблем – что делать с получившимися фотографиями? В некоторых случаях, количество снимков может достигать от нескольких сотен до нескольких тысяч, причем многим из которых может требоваться Подробнее…

Статьи

Как фотографировать полудрагоценные камни

Статья расскажет о том как провести предметную съемку обработанных камней, на тёмном фоне, эффективно, быстро и качественно.