38ой чемпионат по художественной гимнастике «Дружба»

Фотоотчет и заметка о проходившем в СК «Грация» чемпионате по художественной гимнастике, и об особенностях съемки данного вида спорта.

[singlepic id=915 w=450 h=300 float=]


Художественная гимнастика – ациклический, сложнокоординированный вид спорта, цель которого гармоничное развитие, усовершенствование способностей движения и укрепление здоровья гимнасток. Этот вид спорта — многоборье. Гимнастки могут участвовать в личном первенстве (по многоборью, в отдельных видах многоборья), в групповых упражнениях и в командном первенстве.

Художественная гимнастика – изначально женский вид спорта, но в настоящее время гимнастикой занимаются также и мальчики. Современная программа международных соревнований включает многоборье (одно обязательное и три произвольных упражнения с предметами) и групповое произвольное упражнение с предметом. Победители определяются в многоборье, в отдельных и групповом упражнениях. Важное место в художественной гимнастике занимают танец и музыка.

Основными ее средствами являются:

* упражнения без предмета (равновесия, волны, взмахи, прыжки и т. п.);
* упражнения с предметами (обручем, мячом, булавами, скакалкой, лентой);
* элементы классического танца;
* акробатические упражнения;
* ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой);
* элементы пантомимы;
* элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения);
* упражнения из других видов спорта;
* элементы народных танцев;
* элементы историко-бытовых и современных танцев;

Упражнения классификационной программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы акробатики. Большую роль в художественной гимнастике играет гибкость во всех ее проявлениях. Кроме того,  данный вида спорта требует тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности, артистичности.
Казалось бы, зачем эти сведения фотографу?

Однако  съемка соревнований по спортивной гимнастике, как и др. видов спорта, требует знания специфики выступлений. Так как движения спортсменок весьма быстры, большинство переходных поз на фотографии получится размытыми, причем даже при весьма короткой выдержке. Хочется отметить что приведенные в тексте статьи иллюстрации ставят своей целью лишь критику недочетов при фотографировании, и ни в коем случае не могут оцениваться, как обвинение в адрес изображенных на них гимнасток

Пользоваться вспышкой на таких соревнованиях,  не рекомендуется, т.к. ослепив танцора мы можем помешать ему выполнить упражнение, и в итоге снизив оценку его выступления.
Каждое упражнение состоит из набора элементов, которые исполняет каждый спортсмен в той или иной последовательности. Для получения четких снимков необходимо фотографировать в те элементы выступления когда гимнастка замирает в эффектной позе (1-2 сек). Что бы уметь предсказывать такие моменты, необходимо знать из какие движения входят в то или иное упражнение. Соответственно заметив начало движения, мы можем точно поймать момент когда спортсмен примет нужную позу.

[singlepic id=913 w=450 h=300 float=]

[singlepic id=914 w=450 h=300 float=]
Как правило гимнастки выступают на специальном ковре прямоугольной формы и выполняют упражнение из угла выхода по диагонали к дальнему углу ковра. По этой причине выбор точки съемки необычайно важен так как от этого зависит получится ли гимнаст на снимках «лицом» к фотографу или спиной. Из за размеров зала и небольшой продолжительности выступления, поменять точку съемки во время упражнения сложно. По этому рекомендуется занять позицию напротив угла с которого выходят гимнастки.

Помимо четкости фотографий важным требованием к снимкам, является наличие лица гимнастки в кадре. Потребитель фотографии не будет доволен просмотром спин и ног гимнасток.

[singlepic id=910 w=450 h=300 float=]
По этому необходимо фиксировать те моменты когда спортсмен движется в направлении камеры лицом к нам. Переходные позы в выступлении, как правило их лучше не фотографировать, т.к. гимнастка на них может выглядеть нелепо или даже смешно.

[singlepic id=909 w=450 h=300 float=]


Групповые выступления
гимнасток, требуют не только знания движений их выступления, но и фиксации синхронных моментов выступления. Для разнообразия можно фотографировать и отдельных участниц группового выступления. Групповые выступления хотя и состоят из стандартных гимнастических элементов, являются более разнообразными по содержанию чем личные выступления. Для того, что бы успешно зафиксировать все эффектные моменты выступления, необходимо просмотреть его на репетиции заранее (обычно проходят в перерывах соревнования на том же ковре).

[singlepic id=912 w=450 h=300 float=]


Расстоянии от фотографа
дол спортсмена на таких соревнованиях велико, по этому для съемки используется теле-обьектив с фокусным расстоянием от 70 мм. Вместе с этим возникает необходимость сохранение неподвижности камеры, так как на больших фокусных расстояниях любое перемещение камеры заметно отражается на снимке.

[singlepic id=911 w=450 h=350 float=]

С этой задачей хорошо справляется монопод, выступающий как опора камеры. Как вариант, в качестве опоры можно использовать стул стоящий перед фотографом, или горизонтальные поручни. При съемке с рук рекомендуется держать локти прижатыми к телу, т.е. фиксировать камеру в трех точках двумя руками и лбом прижатым к видоискателю.  Это позволит значительно сократить количество размытых снимков.
Знание спортивной дисциплины, и предварительная подготовка, помогут вам получить эффектные снимки с соревнований, сэкономит время, нервы и кадры при съемке.

[nggallery id=18]

Зпись была опубликована в Суббота, Апрель 11th, 2009 в 8:56 дп в разделе Статьи . Вы можете получать все ответы на данную статью по RSS 2.0 каналу. Вы можете оставить комментарий, или уведомление (trackback) на своем сайте.

6 комментариев к “38ой чемпионат по художественной гимнастике «Дружба»”

  1. Nalty on Май 5th, 2009 at 4:04 пп

    все хорошо, только ваш конечный результат съемки нельзя назвать удовлетворительным.
    В данном помещении съемку надо вести с прицелом на «максимально убрать огрехи фона», то есть делать его визуально однородным. Это первое.
    Во-вторых, хе-хе, убрать «желтизну» света тоже бы не помешало… делается это корректировкой баланса белого 😉
    И самое важное, каждый кард должен нести не только техническую информацию, но и духовную. Успехов Вам.

  2. admin on Май 6th, 2009 at 6:02 пп

    Спасибо за интересный комментарий. Всегда интересно услышать стороннее мнение.
    Однако для ясности стоит отметить что для получения малой глубины резкости (и как следствие размытого фона ), очевидным решением будет уменьшит диафрагменное число, что можно получить за счет оптики с постоянным фокусным расстоянием. Это в свою очередь усложнит фокусировку т.к. при малой глубине резкости даже небольшая ошибка в фокусе отразится на четкости снимка. Т.к. спортсменки перемещаются не только в плоскости перпендикулярной объективу, причем достаточно быстро, но от и к нему в связи с этим более частая перефокусировка а, а следовательно вероятность ошибки.
    Что касается баланса белого этому будет посвящена отдельная статья, и данное замечание имеет отношение к любой съемке не зависимо от направленности.
    Баланс белого должен устанавливаться при каждой новой съемке или изменении условий освещения, для получения максимально точных цветов на фотографии. Данные соревнования освещались галогенными лампами, с частотой 50 Гц. Первое дает нам возможность выставить баланс белого по предустановкам «галоген» (в случае если нет возможности выставить баланс по белому листу). Второй факт приводит к пульсациям света, на фотографиях что является особенностью данного типа освещения (особенно это заметно при малом количестве работающих светильников).
    Все это технические вопросы на освещение каждого из которых достойно отдельной темы.
    Последний абзац стоит оставить без комментариев. Фотографу стоит разбираться не только в фотографии, но и в том что он снимает, этому и посвящена статья.

  3. Nalty on Май 7th, 2009 at 10:25 пп

    Ну мы же с вами не книгу пишем, а фотографии делаем 😉
    Условия мне хорошо знакомы, съемка данных соревнований тоже. И результат несравним с вашим.
    Выбросьте весь этот мусор из головы и снимайте. Эксперементируйте и ЛОВИТЕ моменты. Выражаясь вашим языком, выдержку в край, из оптики лучше светосильный телевичок. Больше эмоций, портретов и пластики. Иначе вы не фотограф, а всего лишь жмете на кнопочку…

    ах да, “малая глубина резкости” не является следствием размытого фона 🙂
    а если вы подниметесь на ступеньку слева от судей, то фон не понадобится “размывать”, он и так будет однородным цвета ковра.

  4. admin on Май 13th, 2009 at 6:10 пп

    Рассуждать о фотографии без примеров, на словах, непродуктивно. В разделе контакты есть мой почтовый ящик, вышлите работы по вашему мнению удачные тогда будет о чем говорить.
    Что касается съемки с верхней ступеньки, пробовал ракурс неподходящий т.к. спортсмен получается непропорциональный, особенно если рассматривать спортсмена стоя.
    Размытый фон создается разумеется не только, малой глубина резкости, а так же расстоянием до фона точки фокуса, и расстоянием от объектива до объекта съемки, но в замечании этого не отражено.
    Советы по творчеству конечно, интересны, но носят они общий характер и рассматривать их в контексте этой статьи целиком не стоит.
    Хотя стоит заметить что прежде чем говорить ловите моменты надо — уметь объяснить как их ловить т.е. какие элементы входят в упражнение и как они связаны , какие ракурсы удачны. Это же указано в тексте статьи.
    Выдержку в край — не мой термин.
    Возможно имелось в виду: поставь минимальное диафрагменное число, и увеличь чувствительность матрицы, до максимально приемлемого по качеству, это даст возможность уменьшить выдержку и «ловить» более резкие движения, уменьшит количество смазанных кадров. Хотя с другой стороны, и это отражено в тексте статьи не одна выдержка не сможет дать такую четкую картинку, как знание статичных поз в упражнении, и умения предугадывать их как по времени так и по ракурсу.
    И хотя этот комментарий не так краток, как предыдущий возможно полезной информации в нем, для постороннего наблюдателя больше.
    «Размытый фон» это художественный прием ,этой теме есть и д.р. вопросы, по которым можно и нужно поделиться своим опытом.

  5. Владимир on Декабрь 14th, 2010 at 6:45 пп

    Мне нравиться тон Ваших высказываний, а оппонента нет. Когда человек говорит таким безаппеляционным тоном — он уже не прав. Я согласен с Вашей темой на 100%.

  6. admin on Декабрь 31st, 2010 at 5:15 пп

    В данном случае для дискуссии нужно иметь четко выраженную позицию, которую я и обозначаю в тексте. Безусловно нет пределов совершенствованию, и если возникают комментарии и конструктивная критика материалов, к Вашим услугам, функция комментариев и обратная связь. Грамотное обсуждение идет на пользу всем участникам. И если комментарии действительно актуальны, то они будут включены в в материал, либо учтены в новых статьях.

Оставить сообщение