В статье пойдет речь о серийной съемке транспортного средства, с использованием только одного источник освещения. А так же технике обработки полученных снимков на компьютере с целью получения иллюзии постановочного освещения.

Как получить эффектную фотографию автомобиля, минимальными средствами?

В привычном понимании профессиональная съемка автомобиля требует специальной студии рассчитанной на габариты транспортного средства, в крайнем случае, организации постановочного освещения на улице на месте съемки. Однако как же сделать эффектный снимок в совершенно не подходящих условиях с минимальными затратами?

Почему нельзя снимать при естественном освещении? Первое – уличные фонари, а так же как  свет из окон может иметь разную цветовую температуру, по этому мы получим блики разных оттенков, что может ввести зрителя в заблуждение относительно реального цвета машины.
Второе – неуправляемость освещения, т.е. мы не можем заставить уличный фонарь светить в нужном нам направлении, или добавить еще один, что отнюдь не помогает съемке.
Третье – наличие большого количества «паразитных» источников освещения. Детали незаметные в обычной жизни будут отражатья на глянцевой поверхности автомобиля окна домов, фонари, окружающая обстановка, что сделает снимок «банальным» привычным для наблюдателя.

Естественное и постановочное освещение.

Убрать естественное освещение можно тремя способами
1.    Поставить машину в удалённом неосвещенном месте, например пустыре,
2.    Снимать в просторном помещении с без окон (фотостудия). В этом случае мы можем снимать на длинной выдержке, с постоянным светом (метод «светового пера») не боясь испортить фотографию. Но как можно себе представить такая съемка требует серьезной подготовки и наличия подходящего места, что не так просто когда речь идет о крупном мегаполисе.
3.    Наш вариант съемка на месте с импульсным внешним светом.

Оборудование. Для такой съемки нам потребуется камера, штатив и внешняя вспышка управляемая с камеры. Вспышка нужна нам, так как мы не можем воспользоваться постоянным светом (фонариком например), из за естественного освещения на улице, в то время как импульсная вспышка прекрасно справится с этой задачей.

Место съемки. Для  съемки потребуется немного поставить машину в месте со свободным пространством перед ней в 5-10 метров. Это расстояние позволит избежать нам перспективных искажений при фотосъемке. В нашем случае съемка велась с противоположной стороны перекрестка на припаркованную на углу машину.

Суть съемки, состоит в том что мы делаем серию фотографий, с камеры установленной неподвижно на штативе. На каждом снимке мы освещаем определённую часть машины, с тем расчетом что бы в результате сложения всех снимков у нас были проработаны все детали.

Процесс. Для съемки мы используем внешнюю фотовспышку, работающую от батареек, наша фотокамера позволяет управлять такой вспышкой на расстоянии, заставляя её срабатывать при съемке. Некоторые модели камер не имеют такой функции, в таком случае можно приобрести специальный синхронизатор для внешней вспышки.
Так как мы используем импульсную вспышку, то это позволяет получить достаточное освещение на короткой выдержке равной 1/160 секунды. При таких настройках практически все уличное освещение не попадет на снимок, в то время как свет от вспышки будет четко виден:


Для съемки крайне желательно использовать режим съемки с интервалом если он предусмотрен в камере, или использовать пульт ДУ, так как нажатие на кнопку спуска может сместить камеру, что может отразиться на фотографии.
Фокус устанавливается вручную в начале съемки после чего не меняется (автофокус отключен), фокусное расстояние постоянно, баланс белого ручной установлен 5200 К, (температура света от вспышки), ни в коем случае не автоматический ББ, экспозиция ручная, выдержка 1/160 секунды, диафрагменное число 8. Фокусное расстояние 50 мм, для обеспечение правильных пропорций на фотографии. Такие настройки обеспечат одинаковые по цвету, экспозиции (яркости), и четкости фотографии в серии. Количество снимков зависит исключительно от самого фотографа.
В нашем случае в одну съемку входило 25-30 кадров.

Характер освещения зависит от цвета машины, т.к. одно и то же освещение может быть выигрышным для черной, но неудачным для машины окрашенной в серебристый цвет. Как правило для темных поверхностей лучше подходит резкий свет, в то время как для светлых подойдет более рассеянный.

Полученные фотографии

Обработка на компьютере. После съемки фотографии загружаются на компьютер и обрабатываются с помощью программы Photoshop. Для начала удачные снимки необходимо загрузить в один проект, расположив каждое изображение в отдельном слое. Это можно сделать вручную, но проще воспользоваться командой File (Файл)> Scripts (Сценарии) > Load Files into Stack (Загрузить файлы в стопку).

В появившемся окне, Нажав кнопку Browse нужно выбрать файлы для объединения, а затем Ok. В случае если кадры сняты со смещением друг относительно друга, нужно выбрать пункт Attempt to Automatically Align Source Images (Автоматически выровнять изображения).

После загрузки мы получим документ для работы, откроем меню отвечающее за работу со слоями (Layers). Выбрав в верхнем горизонтальном меню Window (Окно) >Layers (Слои)
Так как изначально мы видим только одно изображение( верхний слой) , следующим шагом будет объединить освещенные участки со всех фотографий.
Надо изменить режим наложения для этого слоя на Lighten (Осветление).

Это можно сделать в окне Layers (слои) в верхнем левом углу поменяв выбрав надпись Normal (обычное наложение), и выбрать из списка Lighten. Ту же операцию надо проделать для всех оставшихся слоев. Для упрощения этого процесса рекомендуется использовать возможности автоматизации присутствующие в Photoshop, выбрав пункт Window (Окно) > Actions (Действия). Далее записывается создается записывается последовательность действий по изменению наложения для нескольких слоёв, причем переключаться на следующий рекомендуется сочетанием кнопок Alt + [ . После чего запуская записанную последовательность действий (Actions) при подобной обработке можно сохранить время заставив компьютер выполнять рутинные задачи.

Обрабатывая снимок нужно не забывать, что без тени нет объема и если добиться полностью освещенной машины (или любого другого предмета) на  фотографии она может потерять часть своего шарма.

После этого можно отключить все слои с лишним освещением, убрав с них значок «глаз» в меню Слои (Layers). Так же можно убрать лишние детали с помощью инструмента Eraser (Ластик), выбрав его в левом вертикальном меню, и указав интересующий слой в меню Layers (Слои).
Полученную фотографию можно дополнительно скадрировать и отретушировать по необходимости, а затем сохранить с помощью комманды File (Файл)> Save as (Сохранить как).

Фото при обычном освещении.

Обработанное фото.

Пользуясь этим методом образом можно делать предметную съемку, например сотовых телефонов или украшений. Порядок тот же, но чем меньше предмет тем проще организовать съемочный процесс, и меньше требования к свету.

Оригинальный и обработанный вариант.

Обычное освещение

Обработанная серийная съемка.

Суть этой техники заключается в том что обработка это не всегда должна быть заметна, и она может значительно упрощать жизнь фотографу. Схожея методика используется для создания снимков с большой глубиной резкости, собирая их из нескольких с малой глубиной резкости, что так же находит применение в предметной съемке (особенно для мелких изделий, часов, сережек, колец и т.д.).

Рубрики: Статьи

5 Comments

Денис · 12.12.2010 в 4:17 дп

Михаил, спасибо вам огромное за ваш сайт! Впервые нашел столько катастрофически полезной и качественно изложенной информации в одном месте.

Саша · 18.12.2010 в 2:07 пп

Наверное, было бы ещё очень здорово осветить предмет съёмки постоянным источником света при большой выдержке.

Spec · 25.11.2011 в 12:17 пп

Как правильно сделать снимок автомобиля для размещения в газетах и интернете:
http://www.seravto.ru/index.php?m=vid&p=vidlist&razd=1

Владислав · 05.12.2011 в 10:49 пп

Михаил, большое Вам спасибо за статью и за сайт в целом. Один из самых информативных фоторесурсов вообще в сети!
Позволю себе маленькую поправочку в терминологию, которая поначалу немного сбила с толка. Фонари и лампы это всё таки искусственное, а не естественное освещение.

    admin · 16.12.2011 в 2:59 пп

    Да разумеется фонари это искусственное освещение. Слово естественное было употреблено в смысле, освещение которое есть на месте независимо от нас, в данном случае городское освещение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *