Экспозиция – определяет количество света попадающего на светочувствительный фотоматериал (матрицу). Определяется как сила освещенности (люкс) на время освещения (обычно доли секунды) Чем выше чувствительность фотоматериала (iso) тем меньшая требуется экспозиция.

На экспозицию непосредственно влияет значение диафрагменного числа и длительность выдержки. Их сочетание называется экспопарой. Чем больше диафрагменное число (сильнее закрыта диафрагма) тем меньше света попадает на матрицу и наоборот. Увеличение времени выдержки же увеличивает количество света попадающего на матрицу. Так для получения правильно экспонированной (яркой) фотографии в условиях недостаточного освещения (без вспышки, с максимально открытой диафрагмой), является съемка на длинной выдержке.

Экспозицию – можно сравнить с приготовлением блюда, где выдержка – время на огне, а диафрагма – сила огня. Если блюдо держать на слабом огне или снять с плиты слишком рано оно получится сырым, если передержать то сгорит.

На практике экспозиция определяет как будет выглядеть фотография:

Правильно (по центру), и неправильно (слева и справа) экспонированные фотографии.
Недоэкспонированная фотография будет выглядеть темной или черной. Переэкспонированная (засвеченная) светлее или совсем белой.
Экспозиция в первую очередь определяется освещенность объекта съемки. Например правильная экспозиция днем на улице будет при выдержке 1/400, и диафрагме 5,6 (iso 200) ;  ночью же 6 сек, 5,6 (iso 200).

При съемке возможны случаи когда отдельные участки сцены будут освещены по разному. В таком случае экспозицию при съемке выбирают такой, что бы сюжетно важный объект получился достаточно освещенным.

В данном снимке главный объект девушка и мы можем пожертвовать деталями неба (более яркого), для того что бы её портрет получился правильно освещенным.

Обратный случай – снимок на темном фоне. Подбирая экспозицию мы должны ориентироваться на танцора в белом, в противном случае(справа) его портрет получится переэкспонированным (пересвеченным).

Из всякого правила бывают исключения, так например когда наша цель контур на белом фоне.

В такой ситуации наоборот недоэкспонированная фигура будет выглядеть более эффектно как контур (слева), чем полностью освещенная (справа).

Экспозиция в современных фотокамерах

определяется автоматически по одной из методик.

интегральный замер – производится замер по всей площади кадра, а затем приводится к 18% серому цвету. Простейший способ, наиболее эффективен когда в сцена освещена равномерно, например съемка в пасмурный день. К сожалению при съемке против солнца или на темном фоне такой способ замера не эффективен, По этому не рекомендуется полагаться на съемке только на автоматику камеры.
центрально-взвешенный замер – экспозиция замеряется на 80% по центральной части кадра и на 20% по остальной части кадра. Такой метод особенно эффективен когда объект съемки расположен, как можно догадаться, в центре кадра.
точечный замер – экспозиция замеряется для отдельного участка кадра. Такой замер является наиболее точным т.к. позволяет свести к минимуму влияние остальных участков кадра.

матричный или многозонный замер – анализируя снимаемую сцену камера на основании готовых предустановок выбирает наиболее близкий режим замера экспозиции. В большинстве случаев такой метод замера Такой метод предпочтительнее интегрального.

Для большей наглядности результаты съемки при различном замере экспозиции сведены в одну таблицу.

В сценах с равномерным освещением хорошо справляются все типы замеров, однако на ярком (справа) или наоборот тёмном (по центру) фоне, интегральный замер дает сбой.

Отдельно покажем чем отличается центровзвешенный замер от точечного

В случае когда снимаемый объект находится, не в центре кадра точечный замер предпочтительнее.

Все методики сводятся к приведению замеренной освещенности к 18% серому цвету. Т.е. выдержка и диафрагма подбираются таким образом что бы суммарная яркость снимка была максимально близка к такому серому цвету.  Отличие только в том какая часть кадра подвергается такому анализу. Например если сфотографировать опираясь на интегральный замер экспозиции белый лист во весь кадр, а затем черный – в результате получим на обоих снимках светло серый лист. Снимок с белым листом будет недоэкспонирован, а для черным наоборот переэкспонирован.

Экспокоррекция

Экспокоррекция – присутствует на большинстве камер, обозначается символом +/-. Её задача заключается в коррекции замерной камерой экспозиции в большую или меньшую сторону. Например при съемке  с приоритетом диафрагмы, при включенной экспокоррекции +2 EV, вместо замеренной камерой 1 сек,  снимок будет сделан на выдержке 4 секунды т.е. на две ступени экспозиции больше.
Заключение. Автоматические системы замера экспозиций современных камер значительно упрощают задачу фотографа особенно в условиях постоянно меняющегося освещения. Однако самым точным но и самым сложным в освоении является определение правильной экспозиции вручную (с помощью экспонометра или просмотром сделанной фотографии, для цифровых камер). Вручную экспозиция определяется путем подбора «правильного» сочетания значения выдержки и диафрагменного числа. С практикой же появляется умение определять экспозицию самостоятельно.

Рубрики: Статьи

7 Comments

Саня · 31.01.2010 в 2:10 дп

Огромное СПАСИБО!!!
ОЧень доходчиво и понятно!!!
ОГООООООМНОЕ СПАСИБО!!!!!!

Анастсия · 22.02.2010 в 7:47 дп

Большое спасибо!

Роман · 26.11.2010 в 11:18 пп

Спасибо за прекрасную статью, всё действительно очень понятно, а главное выделены конкретные плюсы и минусы методов расчёта экспозиции.

Антон · 18.01.2011 в 11:28 пп

Спасибо огромное. Очень помогли разобраться!

Юлия · 11.06.2011 в 8:20 дп

Спасибо! Расписано как для особо непонятливых (т.е. для таких, как я!))))))

Татьяна · 13.07.2011 в 1:05 дп

Здравствуйте! Давно являюсь почитательницей Вашего сайта (всё началось в старые добрые времена, когда мне предстояло разбираться с выдержками-диафрагмами, а Ваши статьи очень помогли и продолжают помогать мне).
Но недавно столкнулась со следующей проблемой: при съёмке пейзажей получается то слишком светлое (выбитое) небо а трава и деревья – нормальные, то, наоборот, небо – такое, какое и должно быть, а всё остальное – тёмное. Съёмка велась в вечерние часы, режим приоритета диафрагмы, пробовала все виды замеров, но итог – неизменный. Фильтры не использовала. Наверное, ошиблась в точечном замере. Объясните, пожалуйста, как производить точечный замер экспозиции при съёмке пейзажей.

    admin · 01.08.2011 в 10:12 дп

    Эта проблема связана с ограниченным динамическим диапазоном матрицы фотоаппарата. Из за этого слишком яркие (небо) или слишком тёмные (трава) участки будут “провалены”. Одним из самых эффективных способов – это съемка серии фотографий с разными настройками экспозиции (брекетинг), на каждой из которых будет проработанный участок от светлых до темных зон. Полученные фотографии необходимо объединить (например в том же Фотошопе), получив в результате фото с широким динамическим диапазоном (HDR). Фото на котором будут проработаны все участки и не будет “засвеченных” или “черных” участков. В одной из будущих статей я подробно опишу процесс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *