Мультиэкспозиция представляет собой совмещение нескольких изображений (экспозиций) на одном снимке. Ранее был рассмотрен метод  многократной экспозиции на длинной выдержке. Сейчас речь пойдет о более простой технике.


Этот способ съемки пришел с  пленочных фотокамер, и представляет несколько снимков  сделанных на один и тот же участок пленки, без перемотки. В итоге при проявке, на снимке получалось несколько совмещенных изображений.  С развитием техники такая же функция появилась и в зеркальных цифровых фотокамерах.

Рассмотрим две методики совмещения фотографий.

Метод затемненных участков.

Для большей наглядности можно сравнить его с одеждой на человеке. Неодетый человек – черный снимок, одетый – правильно экспонированная фотография. Предметы гардероба – синоним экспозиции.  Костюм будет полным только когда закрыто все тело. Если же одеть только две рубашки или две пары штанов человек останется неодетым.

Так и в мультиэкспозиции, объединяя фотографии с затемненные в разных местах на выходе получаем единый снимок без «пробелов».

Рассмотрим на примерах.

Первый пример.

Что бы получить такую фотографию потребуется совместить два снимка, в первом из которых будет затемнена правая половина, а во втором левая. Для этого нам потребуется фильтр закрытый наполовину черной непрозрачной бумагой.

Пример фотографии с фильтром.

Такой фильтр легко изготовить в домашних условиях с помощью ножниц и клеящего карандаша. В бумаге вырезается круг по диаметру фильтра, затем немного обстригается по окружности и приклеивается к стеклу обычного стеклянного защитного фильтра. Он устанавливается в резьбу на передней части объектива. Разумеется можно закрыть объектив при съемке, рукой или предметом, но это не дает достаточной точности и может повредить качеству конечной фотографии.

Установка готового фильтра на камеру.

Рассмотрим как получить подобную фотографию с помощью камеры Nikon D300.

Для работы с мультиэкспозицией необходимо выбрать режим в камере.
Включите камеру убедитесь что круговой переключатель в  положении S.

Нажав кнопку Menu (1) выберите с помощью джостика (2) в меню режима съемки пункт «Мультиэкспозиция» (3), нажмите кнопку Ok (4).

В меню мультиэкспозиции с помощью джойстика (2), установите количество снимков в серии (1), и выбрав пункт Готово нажмите Ok (3).

Когда режим включен (только в положении колесика S), на дисплее на корпусе, появится значок в виде двух совмещенных прямоугольников.

В течение времени пока камера работает в таком режиме все сделанные фото объединяются в одно. Режим автоматически выключается когда сделано заданное количество снимков (от 2 до 10).

Количество снимков выбирается в зависимости от того на сколько частей разделена фотография.

Второй пример.

  Фильтр закрытый на 2/3.

Установив в меню мультиэкспозиции количество снимков равное 3 , после каждой фотографии будем поворачивать фильтр и камеру на 120 градусов. В результате получим фотографию, совмещенную из трех.

Итоговое фото, совмещение трех снимков.


Третий пример.

Используя фильтр закрытый на ¾ , можно совместить четыре изображения.

Внешний вид фильтра.

Общий вид с фильтром и без.

Итоговая фотография.

Метод наложения.

Применяется при в случае когда оба изображения содержать темные участки по естественным причинам , что позволяет наложить их друг на друга и при этом сохранить читаемость обоих изображений.

Для большей наглядности можно привести аналог с рубашкой и галстуком. Рубашку можно носить отдельно, но вместе с галстуком она выглядит куда формальнее. Так и при совмещении двух изображений итоговый снимок может принести новую, свежую идею.

Два исходных снимка.

В первом снимке (слева) присутствует темная поверхность стекла в центре, во втором сфотографирована игрушка на темном фоне, по этому по краям снимка нет ничего лишнего. Обе фотографии недоэкспонированнын. Это обусловлено тем что т.к. черный на снимках не абсолютно черный при совмещении общая яркость фотографии увеличится и станет нормальной.  Съемка производится в той же последовательностиЮ как описано выше, только без затемняющего фильтра.

Итоговый снимок.

Заключение. Разумеется, подобные эффекты, так же легко можно получить в графическом редакторе, на персональном компьютере из обычных фотографий. Но в таких вопросах компьютер или камера – это просто инструмент решения задачи.
Мультиэкспозиция – эффективный помощник в творчестве, помогают расширить рамки привычной фотографии.
В заключение еще несколько фотографий в той же технике.

Фотографии не обрабатывались.

В подготовке этой статьи, большую помощь оказали работы Андрея Чежина.

Ссылки:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *