Диафрагма – регулируемое отверстие внутри объектива. Степень открытия, измеряется диафрагменным числом. Наряду с выдержкой, и экспозицией понимание это термина, является фундаментальным для фотографии.

Диафрагменное число – относительная величина,  определяет степень закрытия отверстия по отношению к макcимально открытому. Обозначается цифрами в виде 3, 5.6, 8, что расшифровывается 3 – 1/3 от площади полностью открытой диафрагмы, 8 – одна восьмая от площади. Перед числом ставится буква f.
Для большей наглядности приведем аналог с тором.


Целый торт как полностью открытая диафрагма (1). Чем на большее количество кусков его порезать, тем каждый из них меньше. Например если торт порезать на 4 части кусок будет больше чем если его порезать на 8 частей. Таким образом чем меньше кусок торта тем слабее он утолит ваш голод. Чем больше диафрагменное число, тем сильнее закрыта диафрагма, и тем меньше света поступает в камеру, и менее «насыщена » светом фотография. В случае ночной съемки (недостатка освещения), когда полностью открытая диафрагма не пропускает достаточно света необходимо увеличить выдержку.

Сочетание значения диафрагменного числа и выдержки определяет экспозицию (яркость) готовой фотографии.

Фактический вид, при разных значениях  диафрагменных чисел.


Диафрагма и глубина резкости.

Чем меньше диафрагменное число, тем меньше глубина резкости.

Глубина резко изображаемого пространства, определяет то в каком диапазоне будут резкими объекты, а так же то насколько будет размыт фон. Чем меньше диафрагменной число и чем больше фокусное расстояние тем глубина резкости меньше (сильнее размыт фон на фотографии).

Сжатие фона, и уменьшение глубины резкости, при увеличении фокусного расстояния, и постоянной диафрагме.

Чем ближе расположен снимаемый объект к объективу камеры. тем глубина резкости меньше и наоборот.

Глубина резкости на малых фокусных расстояниях. При съемке на широкоугольный объектив в диапазоне 10-24 мм, практически невозможно получить малую глубину резкости. При этом даже полностью открытая диафрагма не исправит положения.

Чем меньше диафрагменное число тем заметнее ошибка при фокусировке.

Съемка на малых диафрагменных числах. Используя оптику с постоянным фокусным расстоянием можно работать с диафрагменным числом до 1,2, ,глубина резкости при этом будет крайне мала. В свою очередь это значительно увеличивает ошибку при фокусировке, и ошибка в пару миллиметров может испортить прекрасную фотографию. Так сфокусировавшись на переносице в портретном снимке глаза будут размыты. Один из простых способов избежать этого, использовать диафрагменные числа в диапазоне 4-5,6 , в большинстве ситуация, таким образом

Съемка на больших диафрагменных числах. При слишком закрытой диафрагме (20 – 30) возникает искажение изображение т.к. сам объектив выступает как мини камера-обскура. Что бы сохранить качество фотографии, не проводите съемки с диафрагменным числом больше 18ти.

Диафрагма на компактных камерах. Компактные камеры («мыльницы») оснащены недорогой оптикой, небольшого размера, с большим диафрагменным числом. Из за этого фотографии с таких камер имеют большую глубину резкости. Простейший способ получить малую глубину резкости в таком случае использовать максимальное оптическое приближение (зум), подобрав при этом фон расположенный вдалеке от объекта съемки.

Минимальное диафрагменное число одна из качественных характеристик объектива, оно указывется в названии (например 18-50, f 2.8). Чем меньше это число, тем оптика качественней и дороже.

Понимание значения диафрагмы, поможет  получить эффектную фотографию даже без специальной оптики.


28 Comments

Наташа · 10.09.2009 в 11:27 пп

Спасибо огромное вам! Теперь всё понятно)Я этому в колледже не научилась за 2 года,зато здесь поняла за несколько минут))

Муф · 23.09.2009 в 9:18 пп

Спасибо, с тортом очень наглядно.
Статью в избранное.

Smile · 31.10.2009 в 11:22 пп

Все понятно, жаль что не так сразу ))))) Сколько не читаю, вроде все понял, но что то начинает запутывать обратная пропорциональность числа, (чем больше тем меньше). Вы же пишете не для опытных, а для балбесов вроде меня, который только через две недели понял как (приблизительно) пользоваться диафрагмой, а еще через две, что ее надо еще с выдержкой соотносить )))))). А так как эксперементы провожу с пленкой, то четыре недели дорого обходятся)))))).
Вот писали б бы, полностью открыта маленькая глубина, закрыта по максимуму – большая (без чисел) понятней бы было))))). А вообще спасибо, что делитесь опытом.

    admin · 04.12.2009 в 11:17 дп

    Диафрагменное число – обязательный термин, чем раньше его значение будет понятно, тем проще будет в других областях фотографии. Согласен новичку сложнее ухватить почему когда диафрагма открыта – д.число мало и наоборот, но для этого существуют примеры. Для экспериментов с диафрагмой и выдержкой лучше всего подходит простейшая ЦИФРОВАЯ зеркальная камера, зеркальная т.к. есть ручные настройки выдержки и диафрагмы, а цифровая потому результат виден сразу, и да фотографии “бесплатно”, в любом количестве, т.к. пленку покупать не требуется. Если возникнут вопросы пишите.

Ann · 28.11.2009 в 3:55 пп

Большое спасибо, ваша статья подойдет к теме моей курсовой работы, конечно с сылкой на этот адрес

goodmorning · 02.12.2009 в 2:31 дп

Очень большое спасибо за статью Михаил, все очень понятно и доступно написано!

Александр · 20.12.2009 в 4:34 пп

Я вот только одно не пойму – на моем объективе (Гелиос 44-2, Зенит-Е), при числе 2 диафрагма почти полностью закрыта, а при числе 16-открыта вовсю. Там что, нумерация наоборот? Как пересчитать в нормальную?

    admin · 20.01.2010 в 2:52 пп

    Не скажу насчет этого объектива, но у большинства советской оптики обозначения стандартные, и кольцо диафрагмы установленное на 16 закрывает, а на 2,8 полностью раскрывает отверстие в объективе. Возможно в заблуждение ввела точка рядом с кольцом относящаяся к другому регулировочному кольцу.

LETME · 26.12.2009 в 4:14 пп

Спасибо!!!
Но только согласен с предыдущими комментами… – вроде и все понятно, а вроде и ни фига)

    admin · 20.01.2010 в 2:47 пп

    Напишите еще раз что конкретно непонятно, постараюсь ответить.

ali · 31.01.2010 в 2:25 дп

Мне вчера объяснили так: чем больше число диафрагмы, чем большую часть отверстия объектива зохавывает собственно диафрагма, как чорная шайба. Cразу стало понятно ок.

А так хорошая статья. Непонятно только, почему фактические числа диафрагмы не начинаются с единицы, то есть полностью открытого объектива.

    admin · 11.02.2010 в 8:11 дп

    Объективы с диафрагменным числом близким к единице (1,1 , 1,2) существуют, однако все они с постоянным фокусным расстоянием, к тому же их цена намного выше, чем у более простых объективов. В руках новичка объектив позволяющий получить крайне малую глубину резкости, верный путь испортить фото, расфокусом. По этому такие объективы встречаются редко, обычно или у профессионалов или просто “собирателей” дорогой техники.

Александр · 04.02.2010 в 10:56 дп

Маркировка обозначений на всех объективах, независимо от производителя стандартная. Надо взять элементарный справочник по фотографии и там все просто, для тех кто на бронепоезде…, расписано. Другая маркировка на кольце диафрагмы показывает глубину резко изображаемого пространства при данном установленном числе диафрагмы( в метрах: макс и мин)
Для успеха в фотографии элементарные знания необходимы.

Арслан · 05.03.2010 в 4:34 пп

Не понятно следующее. За счёт чего ограничивается световой поток, если размеры изображения не ограничиваются?

    admin · 27.03.2010 в 4:06 пп

    Самый простой пример – что делает человек когда глядит прямо на солнце – щурится, те есть прикрывает глаза. По сути уменьшение диафрагменного числа это уменьшение размера “окошка” через которое поступает свет. Чем плотнее оно прикрыто тем света меньше и наоборот. Если необходимо можно объяснить все с точки зрения физики, с формулами, но суть та же.

Виталий · 23.06.2010 в 11:14 дп

Говорить о диафрагменном числе как о доле от площади полностью открытого объектива можно только с оговоркой “для понимания сути, очень упрощенно”. Есть объективы с диафрагменным числом меньше единицы. Диафрагменное число зависит от фокусного расстояния объектива и равно отношению фокусного расстояния объектива к диаметру его входного зрачка.

    admin · 27.06.2010 в 9:23 пп

    Полностью согласен. Однако данная статья изначально рассчитана на широкую аудиторию, и ставит цель донести общую идею не перегружая её деталями. Упрощения в ней вполне уместны.

Костя · 24.06.2010 в 12:32 пп

спасибо большое. Очень доступно.

Анна · 03.07.2010 в 8:04 пп

>Александр on Декабрь 20th, 2009 at 16:34
Я вот только одно не пойму – на моем объективе (Гелиос 44-2, Зенит-Е), при числе 2 диафрагма почти полностью закрыта, а при числе 16-открыта вовсю. Там что, нумерация наоборот? Как пересчитать в нормальную>

У меня точно такая проблема!!! Только Зенит ЕТ, объектив тот же. Что самое интересное, обнаружила этот казус буквально сегодня, а до этого ещё выходили относительно нормальные снимки, как – сама не пойму!!! Точка тоносится именно к диафррагме, ибо это самое кольцо её и изменяет. Тоже была бы очень благодарна тому, кто сможет разъяснить, что такое именно с этими объективами.

Oletta · 15.09.2010 в 12:02 пп

кстати, по аналогии с глазом можно говорить и о резкости. Близорукие знают, чтобы увеличить резкость, нужно прищуриться или, занимательная картина, растянуть разрез глаз в сторону висков, а по сути – прикрываем диафрагму.

Элька · 14.10.2010 в 11:13 пп

Спасибо, оч доступно и понятно!
А тем кто не понял, советую сначала с выдержкой разобраться.)

гость · 31.12.2010 в 4:53 пп

Спасибо, хорошая статья – просто и понятно.

Антон · 18.01.2011 в 11:55 пп

Для большей наглядности приведем аналог с тором.

Анастасия · 21.01.2011 в 6:51 пп

Какая прекрасная стать, все так понятно. Вам нужно быть преподавателем с таким даром доносить ясно и просто знания. Все бы так учили и писали!!!

    admin · 22.02.2011 в 5:53 пп

    Спасибо. Я так и делаю.

Людмила · 25.12.2011 в 5:04 дп

Вопрос немного не в тему..
Чем выше ISO, тем больше шумов – качество фото падает.
Чем меньше размер отверстия диафрагмы (т.е. больше диафрагменное число, 1/диафр.число) – тем больше резкость (лучше качество).
Соответственно, что бы снять качественное фото, нужно ставить ISO 100-400, уменьшать отверстие диафрагмы, а если темно – ставить длительную выдержку на штативе.

А зачем тогда на хороших зеркалках присутствует ISO 3200, 6400 – если при таких значениях появляется много шумов и качество портится?

    admin · 17.01.2012 в 7:00 пп

    Чувствительность матрицы это постоянная величина, все остальные значения ISO (400, 800, 1600) это просто усиление сигнала, чем больше тем заметнее “цифровой шум”. Это можно сравнить с прослушиванием радиостанции, когда прием слабый, приходится увеличивать громкость, и вместе с радиопередачей громче становятся помехи. При увеличении диафрагменного числа увеличивается глубина резкости, большая часть снимаемой сцены получается чёткой на фотографии. При слишком большом значении (закрытая диафрагма), обычно от f18-20, изображение начинает портиться, при съемке с диафрагменным числом 1,2, 1,4, практически всегда большая часть сцены получается нечетко, что то же нежелательно. У каждого конкретного объектива есть диапазон диафрагменных чисел и фокусных расстояний, на которых изображение получится максимально четким (определяется с помощью тестовой съемки). Т.е. если основная задаче получить максимально четкое и качественное фото то надо выбрать базовое ISO (обычно 200), диафрагменное число (обычно в диапазоне от 4 до 8), поставить камеру на штатив (что бы избежать смазывания), и использовать задержку спуска при съемке. Но в бытовой съемке как правило вопрос качества так остро не стоит, а для творческой скорее важен сюжет чем исполнение.
    ISO 3200, 6400 присутствует т.к. технологии развиваются, и сейчас производители камер могут “выжать” из камеры больше чем раньше.
    На личном опыте могу сказать что запредельные ISO весьма заметно портят картинку, и о коммерческом использовании таких фотографий речь обычно не идёт. Однако часто (особенно в быту) случаются ситуации когда необходимо снимать с рук при плохом освещении, и тогда высокое ISO единственный шанс получить четкую пусть и “шумную” фотографию. Как правило чем больше мегапикселей на камере тем больше шумы, и чем больше размер матрицы тем они меньше.

udl · 05.03.2012 в 4:01 дп

Удивило, что никто так и не ответил владельцам объективов “Гелиос 44-2”. Неужели никто уже не помнит этой техники 🙂
В этом объективе использовалась так называемая “упорная” диафрагма. Чтобы навести резкость при полностью открытой, а затем быстро не глядя установить заданное значение. В данном конкретном объективе два кольца. Сначала оба устанавливаются напротив соответствующего значения. А после наводки на резкость кольцо, которое вращается свободно (второе имеет фиксированные позиции – щелчки), поворачивается до упора закрывая диафрагму до заданного значения. Насколько помню, метка присутствует только на свободно вращающемся кольце. Потому устанавливать значение нужно вращая оба кольца вместе, предварительно повернув кольцо с меткой так, чтобы полностью открыть диафрагму.

Добавить комментарий для Наташа Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *