Даже в условиях сложного освещения, человек быстро и безошибочно определяет правильные цвета предметов,  Автоматика цифровых камер справляется с этим намного хуже, как помочь её в этом будет рассказано ниже.

Что такое ББ?

Баланс белого (ББ) в цифровых камерах определяет цвета  которые получатся  на фотографии.

Говоря о балансе белого (ББ) помните этот термин применяется только в цифровой съемке. В пленочной фотографии, зависят от применяемой пленки и эта отдельная тема.
Многие пользователи цифровых камер даже не задумываются о влиянии этого параметра. Однако понимание и умение управлять этим параметром один из необходимых навыков фотографа. В отличии например от переэкспонированного («засвеченного») снимка, фото с неправильным ББ незначительно портит фотографию. Что бы работать с ББ необходимо знать его природу.

Пример неправильно выбранного ББ.

Цветовая температура – характеризует спектральный состав источника излучения. К температуре источника освещения привязывается баланс белого. Все распространенные источники света объеденили в шкалу цветовых температур.

Шкала цветовых температур (градусы Кельвина, К).

Человеческий глаз воспринимает только часть светового излучения (“видимую”), по этому, для съемки в вне видимого диапазона – в инфракрасном и ультрафиолетовым излучении, применяются специальные  камеры.

Условные обозначения источников освещения.

Описывая ББ привязываются цветовой температуре.

Авто – камера, самостоятельно анализируя всю сцену, определяет “средний” ББ.
Лампы накаливания (2500-2800 К) – привычные в каждом доме лампы, с вольфрамовой нитью. При наблюдении свет от них имеет желтоватый оттенок. Различные модели таких ламп могут иметь чуть более теплую или холодную температуру света (указывается на упаковке).
Лампы «дневного света», (“галоген”) (3800 К) – лампы популярные для освещения больших площадей, благодаря малому энергопотреблению. Такие лампы, не оборудованные специальным пусковым устройством (т.е. практически все испльзуемые в России ) мерцают при работе с частотой 50 раз в секунду. Их свет имеет зеленоватый оттенок. Так же как и лампы накаливания, лампы дневного света могут иметь различную цветовую температуру в зависимости от модели.
Вспышка (5100 К) – импульсный источник освещения, температура вспышки встроенной в фотоаппарат , так и профессиональных студийных светильников. Так как такая температура близка к солнечному свету. По этому при необходимости проводить съемки с внешней импульсной вспышкой один из вариантов работать с ББ «Дневной свет» (цвет при этом будет незначительно желтее, чем при правильном ББ).
Дневной свет (5500 К) – Освещение солнцем в безоблачный день. Благодаря его спектральному составу, цветопередача при таком освещении, с правильным ББ, будет оптимальной.
Облачно (6500 К) – Освещение в пасмурный день. Свет солнца рассеянный тучами, не стоит путать с ББ «Тень».
Тень (7500 К) – Цветовая температура в тени, в солнечный день. Излучение голубого неба. Если объект съемки находится в тени, при ББ «Дневной свет» (он будет иметь синий оттенок).

Чем выше цветовая температура, тем менее заметна ошибка при установке ББ.

Если цветовая температура выбрана правильно, то белые и серые объекты на снимке не будут иметь цветных оттенков. Если ББ установлен в сторону более высокой температуры, то изображение окрашивается в желтые и оранжевые цвета. Если же температура выбрана ниже (холоднее) правильной, то картинка окрашивается в фиолетовые и синие оттенки.

Рассмотрим на примерах (насыщенность цветов на фото, была незначительно увеличена для иллюстративных целей).  При правильном ББ белая бумага должна быть белой, без желтых или синих оттенков.

Справа лампа “дневного света”, слева накаливания.

Как видно на примере при Автоматическом балансе белого, камера выбрало среднее значение, когда обе половины белого листа имеют незначительный цветной оттенок . Выбирая же правильный ББ для каждого из источников освещения,  противоположная сторона начинает заметно отличаться в цвете.

Второй пример.

Слева лампа накаливания, справа рассеянный солнечный свет.

На фотографии видно, что так как цветовая температура двух источников освещения как и цвета значительно отличается (2500 и 7500 К).

Как настроить ББ?

Существует несколько способа выставления баланса белого,

авто – как бы странно это не прозвучало, в ситуации с постоянно меняющимся освещением, и необходимостью делать множество фотографий, рациональным будет позволить автоматике камеры решать за вас, т.к. на ручные настройки может не быть времени. Режим авто, так же может рекомендоваться тем кто только осваивает фотографию, т.к. неправильно выставленный  ББ даст куда худшие результаты чем режим Авто. При серьёзной съемке не стоит полагаться на этот режим , т.к. результат по цветам меняется с каждой фотографией.
использование предустановленных настроек  камеры (пасмурно, лампы накаливания, лампы дневного света), – в меню камеры выбирается один из распространенных типов освещения. Актуален в случае когда нет времени или технической возможности выставить ББ вручную. Во многих ситуациях полагаться на такие настройки можно. Универсальный, но не самый лучший вариант.
выставление ББ по белому листу – в кадре помещается белый лист, таким образом что бы он был освещен тем же источником что и объект съемки, и занимал как можно большую часть видимой области. Далее в камере выбирается режим установки “по белому листу”.  Далее делается снимок и фотокамера по нему определяет правильный ББ. Альтернатива когда сначала делается снимок, а затем в камере указывается использовать ББ с данной фотографии. Для корректной работы этого метода фото белого листа не должно быть пересвечено.

18% серому листу – повторяет описанный выше метод “белого листа”, с той лишь разницей что в кадре помещается лист серого цвета (продается в фотомагазинах).

фотометрическому отражателю – вместо белого листа используется фотометрический отражатель.

CBL-отражатель

баланс белого по цветной шкале, когда помимо установки ББ выше указанными методами, в кадр помещается специальная табличка.

Калибровочная шкала.

Готовая фотография до кадрирования.

При последующей обработке фото на компьютере цветная шкала поможет передать детали и цвета картины без искажений, т.к. если коррекция будет неточной на шкале пропадут или исказятся отдельные квадратики. Этот метод незаменим при съемке предметов искусства, в особенности картин.

Съемка с различными источниками освещения подразумевает, что ББ белого выставляется по основному объекту в кадре.

Как быть когда сцена освещена источниками света с разной температурой? Ответ прост цветные фильтры. Что бы на фотографии свет лампы накаливания походил на дневной необходимо, поставить перед лампой полупрозрачный синий фильтр. Для того что бы свет фотовспышки походил на свет лампы накаливания – на вспышку устанавливается желтый полупрозрачный фильтр.

Исправление ошибки в ББ.

Существует возможность исправить неправильный баланс белого на компьютере. При работе с форматом изображения JPEG или TIFF, единственная возможность коррекции – вручную через корректировку насыщенности отдельных цветов. Хотя это помогает улучшить фотографию, но результат все равно далек от совершенства. При съемке в формате RAW – возможностей изменить ББ больше. Этот метод дает лучшие результаты, и намного оперативнее.

Помните, что последствия неправильно выставленного, при съемке, ББ невозможно устранить полностью.

По этому при лучше потратить несколько минут на выставление ББ, до того как нажать на спуск, чем часы на последующую обработку.

Скорректированные фотографии в JPG, в RAW и просто правильно сфотографированная.

Баланс белого в компактных камерах имеет две особенности.
Первое ББ выбирается только из нескольких заданных (день, сумерки, лампы накаливания), что существенно снижает возможность ручных настроек.

Меню фотоаппарата.

Второе из за недорогой оптики в компактных камерах усиливают насыщенность света программной обработкой после съемки, в результате небольшое искажение ББ при съемке, на готовой фотографии, может повергнуть в шок.

Фотография с компактной камеры, неправильный ББ.


Фотосъемку ночных пейзажей,
рекомендуется производить на автоматических настройках баланса белого. Источники освещения на изображении имеют разную температуру, и под каждый настроить камеру невозможно.  Фотография при этом будет выглядеть симпатично и разноцветно.

Пример ночного пейзажа.


13 Comments

Boogier · 21.01.2010 в 10:57 дп

Спасибо, очень интересно!

Андрей · 15.03.2010 в 12:34 пп

Спасибо, мне как начинающему фотографу очень было почитать ваши статьи, узнал много нового. Надеюсь ваш сайт пополнится новыми интересными статьями.

Павел · 26.03.2010 в 10:29 дп

Замечательная статья, спасибо. Мне как начинающему фотографу-любителю очень помогло 😉

анжелика · 25.06.2010 в 12:06 дп

бол*шое спасибо! для чайников, вроде меня, очен* даже помогло!!!! А

Nat · 09.07.2010 в 2:14 пп

Awesome!!! Thank you very much…spent hell of time trying to find professional but readable advise for dummies…

Роман · 19.07.2010 в 11:41 дп

Спасибо за материал. Полезная теория. А вот в отношении практики – не совсем понял технологию установки баланса белого по Белому листу.
Вот здесь : “Далее в камере выбирается режим установки “по белому листу”Далее делается снимок и фотокамера по нему определяет правильный ББ. ” – не совсем понятно. Имеется ввиду – пользовательская настройка ББ? или есть прямо так и называющаяся установка в камере ( у меня SONY A300)?
(В меню ББ есть перечисленные вами варианты + установка цветовой температуры и пользовательский ББ. )

    admin · 26.11.2010 в 11:13 пп

    Разные камеры имеют разный порядок ручной настройки ББ (некоторые сразу снимают, некоторые берут из файла), обычно такой режим стоит отдельно и называется “пользовательский ББ”. Как правило для его установки и надо делать снимок белого или серого листа.

ирина · 29.10.2010 в 7:06 дп

подскажите пожалуйста как мне снять теплую и холодную фотографию, с помощью установки баланса белого. в домашних условиях съемка предметов.

    admin · 26.11.2010 в 10:59 пп

    Скорее “теплая” и “холодная” определяется освещением. В свете ламп накаливания преобладает желтая и красная часть спектра, что придает снимку приятную желтизну. Лампы “дневного света” более разнообразны, но часто дают “зеленый оттенок”. К тому же не каждому предмету подойдет желтый или синий оттенок. Однозначного ответа нет т.к. изначально лучше стремиться к правильному балансу белого при любом освещении. Но вариантов несколько 1. съемка в Raw корректировка на компьютере, т.к. данный формат позволяет менять ББ при обработке почти так же как при съемке, можно потратить время на эксперименты с его настройками.
    2. Если мы говорим о бытовом освещении, я бы предложил надеть на лампу синий фильтр (это может быть прозрачный файл или пакет), и снимать при ББ близкому с “солнечный свет”. В любом случае это ухудшит цветопередачу, но зато на фотографии будут преобладать оттенки синего.
    В любом случае проще ответить на этот вопрос экспериментально.

Sergey · 31.01.2011 в 6:52 пп

> Помните, что последствия неправильно выставленного, при съемке, ББ невозможно устранить полностью.

Можно пояснить почему?

    admin · 22.02.2011 в 5:49 пп

    Неправильный ББ можно попробовать исправить при обработке если съемка велась в формате RAW, но как правило даже после коррекции отдельные цвета могут иметь нежелательные оттенки. Исправить это так же можно, но трудоёмко, и намного проще избежать этого – например выставив ББ по белому или серому листу.

Mira · 19.03.2011 в 7:00 пп

спасибо большое все очень грамотно написано! очень полезно!

Евгений · 25.12.2011 в 12:32 дп

Благодарствую. Написано просто, без лишних умных словечек и специфического профслэнга, и, самое главное, с хорошими наглядными примерами, что, в свою очередь, мне как “чайнику” оч помогло.

Добавить комментарий для admin Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *