Управление студийным светом

Как управлять вспышками, этот вопрос хотя бы раз задает себе фотограф работающий в студии. В статье пойдет речь наиболее распространенных средствах синхронизации.

article14____1.jpg

В первую очередь заметим что речь в статье пойдет только об управлении импульсным типом вспышек. В случае работы с постоянным светом синхронизация не требуется, так как световой поток в любой момент времени постоянен.

Если же говорить об импульсных вспышках то принцы их работы основан на кратковременном ( доли секунды) срабатывании, в течении которого она освещает объект. С одной стороны это дает экономию электроэнергии и заведомо большую интенсивность освещения, чем у постоянного света. С другой стороны, возникает необходимость синхронизировать срабатывание затвора камеры и вспышки. При съемке с импульсным светом необходимо следить за временем выдержки оно не должно быть короче 1/200 сек (варьируется для модели камеры).  При более коротких выдержках мы можем получить фотографию частично затемненную шторкой.

Как правило импульсные вспышки оснащены постоянным пилотным светом, небольшой мощности (150-300 Ватт), его задача показать светотеневой рисунок на объекте сьемки. Хотя в некоторых случаях его можно использовать при съемке как постоянное освещение, но при съемке с насадками, а так же на значительных дистанциях рекомендуется использовать только импульсных свет т.к. он значительно мощнее и позволяет работать на заметно более коротких выдержках.

Основные средства синхронизации рассчитанны на зеркальные камеры оснащенные «горячим башмаком», для остальных остается только первый тип синхронизации при помощи встроенной вспышки.

article14____2.jpg

Свето-ловушка или фотоэлемент установленный на импульсном светильнике, это устройство заставляет вспышку срабатывать при каждом резком изменении окружающего освещения. Как правило для синхронизации в этом случае используется вспышка установленная на самом аппарате, которая направляется в сторону запускаемого светильника. Помимо встроенного в готовый осветительный прибор, в продаже имеются внешние светосинхронизаторы которые устанавливаются в соответствующий разъём вспышки.

Плюсы: отсутствие проводов, относительная простота управления, возможность запуска нескольких вспышек оснащенных ловушками одновременно.
Минусы: несмотря на кажущуюся простоту светосинхронизатор имеет свои ограничения,1. фото-элемент должен освещаться вспышкой — что накладывает ограничения на расположение вспышки (например затруднительно управлять вспышка находится за спиной фотографа, или с некоторыми насадками ), 2. ложные срабатывания — так например при работе под открытом небом в пасмурный день или в условиях мерцающего внешнего освещения (концерты, клубы), велика вероятность ложных срабатываний, 3. сложность работы при ярком освещении.

Ик- синхронизатор — так же применяется для управления светосинхронизатором, однако в отличие от вспышки (из за установленного фильтра) излучает невидимое глазу инфракрасное излучение, что так же приводит к срабатыванию фотоэлемента. Устанавливается на синхроконтакт article14____9.jpg (разъем для крепления внешней вспышки к фотокамере так же известный как «горячий башмак») камеры.

article14____4.jpg

Плюсы — отсутствие проводов.
Минусы
— необходимость регулярной замены батареек, относительно небольшое расстояние действия.



Радио синхронизатор
— состоит из двух блоков — приемника и передатчика.

article14____7.jpg

Передатчик устанавливается на синхроконтакту («горячий башмак») на камере . Приемник устанавливается на вспышку к специальному разъему. Далее с помощью переключателей выставляется одинаковый канал на приемнике и синхронизаторе. После при каждом срабатывании передатчик будет подавать команду на вспышку.

article14____5.jpg

Плюсы:  отсутствие проводов, большой радиус действия в том числе и сквозь стены, возможность независимо управлять группами вспышек расположенных в одном помещении .
Минусы
: срабатывание  могут затруднить радиопомехи работающих поблизости приборов, для некоторых радио синхронизаторов, требуется большая выдержка при срабатывании.


article14____8.jpg
Кабель — соединяет напрямую вспышку через предназначенное для этого гнездо и фотоаппарат через коаксиальное гнездо на его корпусе, или при его отсутствии через специальный адаптер, устанавливаемый на «горячий башмак» камеры.

article14____6.jpg

Такой метод позволяет непосредственно управлять одной вспышкой или же несколькими при наличии специального «разветвителя».

article14____3.jpg

Плюсы: стабильность, отказоустойчивость работы.
Минусы
: расстояние работы ограничено длиной кабеля и как правило не превышает 5-10 м, без доп оборудования напрямую возможно управлять только одной вспышкой.

Выбор средства синхронизации во многом определяется не только финансовыми возможностями фотографа, но и рабочей обстановкой. Так при работе на вечеринке постоянно меняющимся освещением, эффективно использовать светосинхронизацию нельзя, по этому синхокабель, или радиосинхронизатор могут стать решением для такой съемки. Наоборот при работе в студии, при наличии только одного радиосинхронизатора, оставшиеся вспышки можно запускать от света при срабатывании первой вспышки (от радиосинхронизатора). При этом не возбраняется использовать несколько типов синхронизации одновременно например синхрокабель и радио-синхронизатор.

Зпись была опубликована в Пятница, Март 20th, 2009 в 10:00 дп в разделе Статьи . Вы можете получать все ответы на данную статью по RSS 2.0 каналу. Вы можете оставить комментарий, или уведомление (trackback) на своем сайте.

2 Ответов к “Управление студийным светом”

  1. Алексей on Апрель 9th, 2009 at 3:25 пп

    Добрый день!
    Я читал ваши статьи «Лайт-куб, конструкция, применение» и «Блек бокс, конструкция, применение, сравнение фотографий». Самые толковые и понятные статьи, что я нашел в инете.
    Я не профи, у меня есть сайт для которого мне нужны фоторафии, маникюрных набор и инструментов.
    У меня прудности с правильным освещением.
    У меня имеются две лампы 150 ватт с зонтами. и Кенон. 450. и фото бокс 4040

    Подскажите как мне лучше расположить для или может есть какието законы. тк. я не могу вообще на эту тему найти.

    Спасибо!
    С уважением, Алексей

  2. admin on Апрель 9th, 2009 at 8:37 пп

    Сайтов посвященных фотографии более чем достаточно, могу порекомендовать ресурс Хулиганствующий Элементаль (просто набрать в поиске). Что касается съемки для данной задачи, сойдет даже постоянный свет.Просто необходимо снимать на длинной выдержке со штатива. На практике бокс можно осветить с двух сторон, так что бы свет попадал на все грани кроме нижней. Это позволить получить равномерное без бликовое освещение предмета в боксе. Установи правильный баланс белого (зависит от типа источника освежения: импульсное или лампы накаливания). Альтернативный вариант белый предметный стол (белый уходящий вер лист белого глянцевого пластика), и расположенный почти вплотную софт-бокс, или просветной (белый) зонт. При масштабе маникюрных наборов и инструментов, источник света будет очень большим. Что обеспечит очень мягкие тени, хотя и при наличии бликов.

Оставить сообщение