Как получить панораму с широким динамическим диапазоном.

Простой способ запечатлеть закат во всей красе.

[singlepic id=1773 w=500 h=500 float=]

Часто при съемке пейзажей на природе и в городе приходится столкнуться с проблемой недостаточного динамического диапазона у камеры. Выражается это в том, что фоточувствительный элемент (матрица или пленка), способен зафиксировать только ограниченный диапазон  разноосвещенных участков.  Те если в кадре присутствует одновременно очень светлый или очень темный участок, то на снимке один из них (в зависимости от экспозиции) не будет проработан (засвещен или погружен во тьму). Особенно это актуально при съемке против солнца.

[singlepic id=1775 w=500 h=500 float=]

Мы имеем два снимка каждый из которых «годен» лишь на половину.

На примере снимок слева недоэкспонирован мы имеем проработанное небо на закате однако детали ландшафта внизу кадра, полностью потеряны (недоэкспонированны), на втором снимке справа, земля хорошо освещена, однако небо превратилось в белое пятно (переэкспонированно).

Как же получить панораму такой как мы видим своими глазами?

Ответ прост «берекетинг».

Это режим когда камера делает серию фотографий с экспозицией отличающейся от заданной в на несколько шагов в большую или меньшую сторону. Брекетинг обычно обозначается как +-1EV ( три фотографии одна на шаг темнее оригинальной экспозиции, одна светлее), или +2EV (две фотографии одна на 2 ступении светлее оригинала). Разумеется количество снимков в такой серии и отклонение по экспозиции зависят от конкретной задачи. съемка одного и того же места с разной экспозицией. Большинство зеркальных камер имеют встроенный режим «брекетинга», когда задав диапазон камера сама сделает серию снимков с различной экспозицией.

Съемку необходимо проводить в полностью ручном режиме (M), ручной фокус, ручной баланс белого. Перед началом съемки камеру необходимо зафиксировать на штативе или другой неподвижной опоре.

Это позволит при объединении фотографии избежать «подгонки» снимков снятых с разных точек съемки. Далее установив ручной фокус и выставив ББ (вручную, или одна из предустановок, но не Авто ББ), настроим соотношение выдержки и диафрагмы таким образом что бы конечная экспозиция прорабатывала темные и светлые участки в равной степени (насколько это возможно). Затем необходимо меняя только значение выдержки (вручную или с помощью функции «брекетнига») сделать две фотографии той же панорамы на 2 ступении экспозии ярче и темнее.
Выдержка в таком случае будет составлять например 1/100 (эскп. на 2 ступени меньше) , 1/400 (правильная экспозиция) , 1/1600 (эскп. на 2 ступени больше) .

[singlepic id=1774 w=500 h=500 float=]

В результате мы получим три фотографии на которых по отдельности проработаны все детали пейзажа.

Объединим на компьютере полученные снимки в один.

Существуют специальные программы предназначенные именно для такой обработки фотографий. Но сейчас мы рассмотрим более универсальный хотя и не самый эффективный способ. Объединим панораму в программе Adobe Photoshop (так же подойдет его бесплатный аналог Gimp).

Все три изображения необходимо перетащить на один холст
File (Файл) > Open (Открыть) Откроем все три изображения и выберем самое светлое.
, Select (Выделение) > All (все), Edit (Правка)> Copy (Копировать),
Выбрать самое тёмное фотоWindow (Окно) > Имя фото,
Edit (Правка)> Paste (Вставить),
Повторив операции для «среднего» изображения, совместим все три разно экспонированных снимка в одном.
Далее откроем меню Window (Окно) > Layers (Слои)

[singlepic id=1771 w=400 h=400 float=]

Расположим слои так, что бы самый светлый был сверху, а самый темный снизу.

В свойствах верхнего слоя установим прозрачность (Opacity) на 35, у слоя под ним 35.

[singlepic id=1772 w=400 h=400 float=]

У нижнего оставим прозрачность без изменений.

Сохраним полученный результат через пункт
File (Файл)  > Save as (Сохранить как).

[singlepic id=1770 w=500 h=500 float=]
Итоговая фотография

Также стоит отметить что в Photoshop начиная c версии CS3 присутствует специальный модуль функция объединения фото для получения широкого динамического диапазона File (Файл) > Automate (Автоматизация) > Merge to HDR (Объединить в HDR).

[singlepic id=1776 w=500 h=500 float=]

Так отличаются конечные панорамы без и с обработкой.

Заключение. В случае когда можно снять только одну фотографию, рекомендуется сделать недоэкспонированный – темный снимок, а затем высветлить темные участки, последующей обработкой. Связано это с тем, что в недоэкспонированных (темных или черных) участках фотографии сохраняется гораздо больше информации, чем в переэкспонированных (белых, засвеченных). Результат будет уступать снимку с брекетингом, он все же будет удовлетворительным.

[singlepic id=1777 w=500 h=500 float=]

Зпись была опубликована в Воскресенье, Май 2nd, 2010 в 8:17 пп в разделе Статьи . Вы можете получать все ответы на данную статью по RSS 2.0 каналу. Вы можете оставить комментарий, или уведомление (trackback) на своем сайте.

6 комментариев к “Как получить панораму с широким динамическим диапазоном.”

  1. Эдуард on Октябрь 14th, 2010 at 8:40 пп

    Случайно зашел на Ваш сайт и честно говоря обалдел от таких интересных и доходчивых статей. Пол дня сидел и зачитывался. Узнал много нового. Удивляет желание поделится секретами. Спасибо!

  2. admin on Ноябрь 26th, 2010 at 11:07 пп

    Написание статей полезно для профессионального развития, т.к. позволяет отточить некоторые технические моменты. Нет такого «секрета фотографии» до которого нельзя было бы дойти при наличии желания и прилежания, цель моих статей доступность и полезность для читателя.

  3. mimicria on Август 17th, 2011 at 11:58 дп

    Связано это с тем, что в недоэкспонированных (темных или черных) участках фотографии сохраняется гораздо больше информации, чем в переэкспонированных (белых, засвеченных).

    Скажите, откуда такая информация? Потому что статьи о ETTR утверждают обратное.

  4. admin on Август 18th, 2011 at 9:58 пп

    Такая информация основана на практике. Недоэкспонированную («тёмную») фотографию даже на 3 и более ступеней можно осветлить без заметного снижения качества. В случае съемки с переэкспозицией (засветка) (блики, яркое небо), ошибка по яркости более чем на на 1 ступень экспозиции, приведет к тому что засвеченный участок даже после обработки останется пустым. При съемке в формате RAW ситуация лучше но тенденция та же. Пересветы убрать сложнее чем тени. Если остались сомнения всегда можно проверит на практике снять одно и то же место с пере и недоэкспозицией, а затем попробовать «поправить» на компьютере. Лучше один раз увидеть чем сто раз прочитать.

  5. Coblenz on Сентябрь 13th, 2011 at 12:56 дп

    Можно сделать псевдоHDR из одного RAW-файла, в большинстве случаев результат достойный.

  6. admin on Декабрь 16th, 2011 at 5:37 пп

    Да то же рабочий вариант, но «честный» Hdr хоть и сложнее даёт лучшие результаты.

Оставить сообщение